«Профсоюз – это организация, имеющая целью мобилизацию общественности, а не захват власти»

О Профсоюзе
Историческая справка
Для чего нужен Профсоюз
Уставные документы
Структура
Выборные органы
Отчёты и выборы
Открытый отчёт
Как создать ППО
Соц. партнерство
Орг. работа
Правовая работа
Охрана труда
Профсоюз помог
Работа с молодежью
Фонд «Солидарность»
Фонд «Оздоровление»
Мероприятия
Конкурсы
Обучение профактива
Спартакиады
Акции профсоюзов
Председателю ППО
Постановления
Организационная работа
Методические материалы
Формы отчетов
Профсоюзные награды
Контакты
Профсоюзные путёвки
Полезные ссылки
Мультимедиа
Фотоальбом
Видео
Музыка

27 февраля 2018

Саботажники: Кто и почему выступает против реального повышения МРОТ


Период конца 2017 года и начала 2018-го был ознаменован двумя существенными победами профсоюзов. Во-первых, было выиграно дело в Конституционном суде, который заявил, что “северные” не должны включаться в состав минимального размера оплаты труда. Во-вторых, уже в 2018 году президент Владимир Путин поддержал мнение ФНПР: МРОТ должен быть повышен до уровня прожиточного минимума уже в мае этого года. Оба этих решения должны серьезно повлиять на заработные платы работников. В том смысле, что политическими решениями поднимается нижняя планка доходов. И уже в своем “увеличенном состоянии” она начинает давить на зарплаты, расположенные выше. И здесь начинается спор и политических, и экономических, и профсоюзных субъектов.

Губернаторы говорят, что в бюджетах регионов денег на увеличение зарплат нет. И формально они правы. Работодатели говорят, что их фонды оплаты труда не предусматривают подобного повышения. И формально они тоже правы. Более того. Отдельные профсоюзы говорят о том, что повышение нижней планки зарплат приближает доходы низко- оплачиваемых работников к среднеоплачиваемым. Чем последние недовольны из-за явной несправедливости (нивелируется разница в квалификации). И эти профсоюзы тоже формально правы.

А теперь давайте разбираться не “формально”, а по существу. Почему у губернаторов нет в бюджетах денег на повышение зарплат? Потому что таким образом формируется бюджетная политика в стране. Регионы должны доказывать Минфину, что они сделали все возможное. Причем не в поиске новых доходов, а в сокращении (извините - оптимизации!) имеющихся. Не покажут работу по сокращению - не получат трансферов из бюджета. На 2015 год число регионов-доноров, от которых поступают доходы в бюджет, составило всего 14. Остальные - берут из бюджета больше, чем вносят туда. Это не только экономическая, но и по сути политическая зависимость. Политическая - поскольку проявляется она в решениях, влияющих на “социалку”.

Сокращение льгот в регионах - следствие требований Минфина по “оптимизации”. Непрерывное реформирование бюджетных учреждений - следствие требований Минфина по “оптимизации”. И так далее. Поскольку все эти решения усиливают социальное напряжение в обществе, глупо считать это “чистой экономикой” или “просто финансами”. В 1917 году в Петрограде “чисто экономические” перебои с хлебом вызвали гораздо более серьезные события... Почему губернаторы экономически зависимых регионов не ставят перед руководством страны вопросы о политических последствиях выполнения этих якобы просто “экономических” или “финансовых” требований Минфина? Потому что боятся. Минфина боятся больше, чем Конституционного суда. КС - он пока еще доедет со своими решениями в Сибирь и на Урал. А Минфин вот он. Не даст денег - и привет.

Вывод? Простой. Требований работников, подкрепленных судебными решениями, должны бояться больше или хотя бы наравне с требованиями Минфина. Если сейчас - в заведомо выигрышной позиции - мы, профсоюзы, выступаем в роли “главноуговаривающих”, объясняющих работникам, что “лучше потерпеть, пока в бюджете не появятся деньги” и т.д., то эти деньги появятся после морковкина заговенья. Я уж не говорю о том, что уговаривать работников не требовать сейчас выполнения судебных решений - это уговаривать весьма бедных людей поступиться их честными деньгами в пользу бюджета, составленного людьми достаточно обеспеченными.

Та же история с “формально правильными” рассказами работодателей про недостаточный фонд оплаты труда. То есть до сего момента этот фонд позволял платить людям зарплату меньше физиологического выживания и при этом считать собственника “создающим рабочие места”. А с момента, как нижняя планка зарплат работников повысилась до уровня физиологического выживания, - капитаны бизнеса вдруг стали корабельными крысами, грозящими покинуть судно-предприятие, которое, оказывается, не может плыть, если платить работникам хотя бы по нижней физиологической ставке. Что ж это за бизнес такой, если на него может относительно нормально жить только его собственник, но никак не работник? Или, может, этому собственнику нужно приучаться зарабатывать на свои дивиденды не из маржи в 30 - 50%, а из 5 - 10%, делясь остальными доходами с работниками?

Отдельная история с тем, что повышение нижней планки зарплат - рост МРОТ - ведет к приближению зарплат низкооплачиваемых и среднеоплачиваемых работников. Есть такое? Конечно, есть! Точно так же, как и начавшиеся игры с переводом работников на половину или треть ставки, чтобы не платить увеличивающуюся зарплату. Вопрос: как оценивать эту ситуацию профсоюзам?

Есть две позиции, которые можно здесь занять.

Первая - аналогична описанной выше позиции губернаторов. Воспринимать позицию профильного ведомства и Минфина как истину в последней инстанции: “Что же делать, если в бюджете нет денег…” Но тогда нужно понимать, что, занимая подобную позицию, профсоюз лишается какой- либо возможности повлиять на зарплату своих членов. Праздник провести может. Вместе с министерством может повысить квалификацию работников. А вот на зарплату он, увы, не влияет. Не будет преувеличением сказать, что такой профсоюз, по сути, берет на себя обязанности отдела по работе с персоналом. В профсоюзной среде ходят разные разговоры о том, чем должен заниматься профсоюз. Но если профсоюз не занимается ростом зарплаты членов профсоюза - это, извините, нонсенс.

Вторая позиция простая. Ее заняли депутаты Государственной думы, которые моментально откликнулись на мнение президента. И повысили МРОТ - и больше, и быстрее, чем планировали годом раньше. Внезапно выяснилось, что денег на это хватит и в бюджете страны, и в бюджетах регионов. Почему так выяснилось? Потому что президента боятся (и уважают, конечно) больше, чем Минфин.

Вам не кажется, что есть какая-то закономерность в том, что депутаты и губернаторы поддерживают решения тех, кого они боятся (и уважают) больше? И наоборот: если ваши предложения не поддерживают, то не является ли это сигналом того, что вас не боятся? То есть на словах в регионе может быть наведено полное социальное партнерство. Но если при этом льготы сокращают, “оптимизации” проводят, а губернатор выступает против повышения МРОТ, то какое-то неполное это социальное партнерство?

Был такой философ Блез Паскаль, который сказал: “Опираться можно только на то, что сопротивляется”. В том числе и в смысле, что человек с позицией “чего изволите” не может восприниматься как надежный союзник. То же самое относится и к позиции профсоюзной организации любого уровня. Отстаивание интересов членов профсоюзов связано с сопротивлением попыткам нарушить эти интересы. В случае с “северными” и МРОТ мы видим, как вполне конкретные решения, принятые под профсоюзным влиянием и в интересах членов профсоюзов, пытаются выхолостить, отсрочить, заменить полумерами. (Кстати, не такую ли картину мы видели и с реализацией “майских указов” Путина?) Сопротивление этой подмене - это вполне конкретная задача для профсоюзов России как минимум на ближайшие полгода.





2019
год отчётов и выборов

Обратите внимание!

Обязана ли организация проводить индексацию заработных плат сотрудников

Верховный суд РФ настоял на оплате за счет ОМС медпомощи, оказанной сверх запланированного объема

Об оплате в выходной день

Добавлено:
Решение Железнодорожного городского суда Московской области о предоставлении компенсационных выплат за работу во вредных условиях труда
План-график комплексных проверок состояния условий и безопасности труда в учреждениях здравоохранения на 2019 год
Фильм о 71 Спартакиаде
Отраслевое Соглашение на 2019–2021 годы
Письмо ФПСК по СОУТ
О предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, переехавшим на работу в сельскую местность
Открытый отчёт
Контрольные вопросы

Обновлено:
Положение о Фонде «Солидарность»
Положение о Фонде «Оздоровление»
Методические рекомендации по ведению коллективных переговоров
Положение о краевой спартакиаде работников здравоохранения Ставропольского края 2018 года

Пострадавшим оказана помощь

Новости

22 февраля 2019

Правительство РФ утвердило перечень медицинских специальностей для целевого набора

21 февраля 2019

Утверждены цели и бюджет нацпроекта «Здравоохранение»

20 февраля 2019

В регионы направляется более 70 млрд рублей на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения

19 февраля 2019

Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения за III квартал 2018 года составила 11 310 рублей, что на 30 рублей больше, чем за II квартал

16 февраля 2019

Допуск на медицинский рынок могут принудительно ограничить

15 февраля 2019

ФОМС сохранит на рынке только крупных страховщиков

14 февраля 2019

Опрос: половина россиян – против введения уголовной ответственности за врачебные ошибки

13 февраля 2019

ОНФ направит в Госдуму предложения по ужесточению наказания за нападения на медработников

08 февраля 2019

Вступают в силу поправки к госпрограмме «Развитие здравоохранения», расширяющие ее возможности

07 февраля 2019

Изменены сроки и этапы аккредитации специалистов отрасли здравоохранения

06 февраля 2019

ОНФ запустил опрос о правах и ответственности медработников

05 февраля 2019

Утвержден порядок финансирования оказания частными медорганизациями высокотехнологичной медпомощи

04 февраля 2019

Минздрав РФ создал Центр развития ГЧП в здравоохранении

31 января 2019

Дмитрий Медведев подписал постановление о порядке софинансирования проекта «Здравоохранение»

29 января 2019

Профсоюзы продолжат добиваться честного МРОТ и повышения зарплат

28 января 2019

Шаг к достойной жизни

28 января 2019

Глава ФНПР ответил на вопросы профактивистов

27 января 2019

Реформа подождет

26 января 2019

Жертвы инвентаризации

25 января 2019

Минздрав решил, кому надлежит проходить аккредитацию в ближайшие два года

24 января 2019

Наталья Стадченко: регионы не смогут занижать тарифы на оказание медицинской помощи

21 января 2019

Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года предусматривает решение кадровых проблем в здравоохранении

21 января 2019

Профсоюз против отмены сельских льгот медицинским работникам

21 января 2019

В Минздраве формируется структура по развитию региональных систем здравоохранения

19 января 2019

Обязана ли организация проводить индексацию заработных плат сотрудников

17 января 2019

Отраслевое соглашение между Профсоюзом и Роспотребнадзором пролонгировано

14 января 2019

Профсоюзы настаивают на увеличении МРОТ в два раза

14 января 2019

Утверждены Единые рекомендации РТК на 2019 год

13 января 2019

В регионы направят на выполнение майских указов по зарплатам в 2019 году 100 млрд руб

10 января 2019

Итоги 2018 года в здравоохранении: пациент скорее жив

28 декабря 2018

Президент РФ подписал закон о клинических рекомендациях

26 декабря 2018

Соцпакет для медиков снова на повестке дня

24 декабря 2018

С Новым годом и Рождеством!
Архив новостей...
Яндекс.Метрика
© 2011-2019 GARIGA Design