«Профсоюзы – это организации, деятельность которых снижает в обществе уровень вражды, противостояния, взаимного непонимания»

О Профсоюзе
Для чего нужен Профсоюз
Уставные документы
Структура
Выборные органы
Открытый отчёт
Как создать ППО
Соц. партнерство
Орг. работа
Правовая работа
Охрана труда
Профсоюз помог
Работа с молодежью
Фонд «Солидарность»
Фонд «Оздоровление»
Мероприятия
Конкурсы
Обучение профактива
Спартакиады
Акции профсоюзов
Председателю ППО
Постановления
Организационная работа
Методические материалы
Формы отчетов
Профсоюзные награды
Отчёты и выборы
Контакты
Профсоюзные путёвки
Полезные ссылки
Мультимедиа
Фотоальбом
Видео
Музыка

30 ноября 2015

«Отмена интернатуры – необходимость, а не прихоть чиновников»


Как изменился стандарт медицинского образования, почему отменяется интернатура и что ее заменит, где и кем сможет работать молодой специалист сразу после окончания медвуза, в чем преимущества университетских клиник, и для чего вводится аккредитация врачей – об этом в интервью «МедНовостям» рассказал ректор Первого МГМУ имени И.М. Сеченова Петр Глыбочко.

«Прежде всего – практическая подготовка»

– Петр Витальевич, зачем потребовалось менять стандарт медицинского образования? В чем особенности новых программ подготовки врачей?

Внедрение нового образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС-3) с 2011 года было обусловлено требованиями современного рынка труда, международными тенденциями развития высшего образования и присоединением России к Болонскому процессу. Основными особенностями ФГОС-3 являются компетентностный подход, уровневая система подготовки (бакалавриат и магистратура), расширение академических свобод вузов и введение научно-исследовательской работы студента как обязательного образовательного компонента.

Особенность новых программ, прежде всего, это – практическая подготовка, то есть, уже упомянутый компетентностный подход. Он предусматривает обязательное обучение студентов определенным практическим навыкам на каждом этапе образования, начиная с первых курсов. Оптимально это было бы делать на базе вузовских клиник и клинических баз, реализуя исторические традиции обучения врача у постели больного. Однако очень немногие медицинские вузы страны обеспечены такими базами в полной мере. Поэтому во всем мире сейчас делается акцент на развитие симуляционного образования: отработка практических навыков на фантомах, тренажерах, симуляторах. Это стало неотъемлемой частью образовательных программ, и дает множественную повторяемость манипуляций, работу над ошибками, не требует дополнительных допусков к больному.

Первый МГМУ им. И.М. Сеченова полностью обеспечен собственной клинической базой. С младших курсов в распоряжении наших студентов 22 разнопрофильные университетские клиники на 3000 коек, развитая система диагностической и лабораторной служб. В своих клиниках мы развиваем сеть интегрированных операционных, которые дают возможность обучающимся наблюдать работу наших ведущих хирургов в режиме реальной видеотрансляции.

Тем не менее, важным аспектом в университете делается развитие симуляционного образования. Мы создали у себя первую в России учебную виртуальную клинику Mentor Medicus, в которой воссоздана инфраструктура типовой больницы с реанимобилем, операционными залами, родильным боксом, палатой для выхаживания недоношенных детей и многим другим. Здесь мы проводим отработку навыков от сестринского ухода до работы в команде операционных бригад и бригад скорой помощи. Параллельно с этим нами создан симуляционный тренинг-центр врачебной практики Praxi Medica, который обеспечивает подготовку хирургов в режиме wet-lab с оборудованием самого высокого класса реалистичности: а в хирургии «ветлаб» – это связующее звено между теорией и практикой. Также не только для клинических, но и для учебных целей ну нас есть операционная, оснащенная уникальным для России хирургическим роботом da Vinci.

– Кто разрабатывает образовательные программы? Они едины для всей страны?

Образовательные организации самостоятельно разрабатывают программы. Учитывается и сторонний опыт, происходит и разработка собственного продукта.

К примеру, развивая виртуальное обучение в Первом Медицинском, мы наработали значительный технологический и методологический опыт: на определенных этапах для студентов младших курсов у нас внедряются программы обучения с участием старших студентов – так совершенствуется система контроля и аттестации обучающихся, производится доводка оборудования. Причем на каждом этапе обучения критерием служит не просто удачное освоение навыка, но его неоднократное повторение и наработка с ним определенного количества, так сказать, «летных часов». Лишь после этого студент может перейти на новый уровень обучения.

Очень важно отметить, что все учебные программы должны быть полностью состыкованы с профессиональными стандартами и стандартами медицинской помощи по базовым направлениям. Это связано с введением единых для всей страны подходов и гарантий качества оказания помощи.

Что заменит интернатуру?

– Почему отменяется интернатура? Где и кем сможет работать молодой специалист с дипломом медвуза, не прошедший первичной специализации?

Интернатуру с 2016 года упразднил федеральный закон №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». И это во многом больше необходимость, чем прихоть чиновников. Вследствие подобных изменений скорость подготовки врачей увеличится, и они быстрее смогут приступить к выполнению своих прямых обязанностей. Убрав преддипломную стажировку, можно избавиться от постоянной нехватки врачей в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

С 2016 года выпускники медицинских вузов получат право работать в качестве врачей общей врачебной практики (включая как терапевтов, так и педиатров ОВП, амбулаторных стоматологов) в поликлиниках и центральных районных больницах.

Важнейшие практические навыки для занятия должностей в первичном звене здравоохранения молодые доктора получат, успешно освоив вузовскую программу. В дальнейшем перед ними будет ставиться задача тщательного изучения профессиональных дисциплин и непосредственная практика в клиниках. Конечно, начинающие медики все осмотры будут проводить под контролем старших коллег и преподавателей.

Другой вариант профессиональной траектории постдипломного врачебного образования – поступление в ординатуру. Обучение в ней будет длиться от двух лет для терапевтов до 3-5 лет для хирургов, нейрохирургов, трансплантологов, пластических хирургов.

– Чем создающиеся сейчас университетские клиники отличаются от существовавших до сих пор клинических баз вузовских кафедр в ЛПУ?

Студенты получали, получают и будут получать необходимые практические навыки как в клиниках вузов, так и на базах медицинских организаций любого уровня, в том числе и поликлиник. К примеру, при наличии в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова собственного многопрофильного Клинического центра почти 90 наших кафедр работают на базе 147 московских учреждений здравоохранения.

Следует отметить, что еще весной этого года наш университет совместно с Правительством Москвы приступил к реализации проекта по созданию в столице системы университетских клиник. Основные его цели – повышение уровня и качества медицинской помощи населению, создание качественно новых условий для объединения последних научных достижений и технологий с клинической практикой городских больниц и с учебным процессом российских медицинских вузов, разрешение ряда спорных юридических коллизий в медицинском образовании последнего периода.

Университетские клиники – это уникальное сочетание лечения и ведения пациентов, обучения и практики студентов, врачебных стажировок и обмена опытом. Это регулярные научные исследования и медицинские конференции. Ведь в университетских клиниках кроме стационарных и учебных подразделений действуют научно-исследовательские институты и центры. А это позволяет проводить не только многопрофильное лечение, но и опробовать новейшие наиболее перспективные методики, медикаменты, оборудование. В таких клиниках намного упрощается доступ студентов к пациентам, здесь появляются все возможности для выстраивания полноценного лечебно-образовательного процесса.

Принципиально данная модель предусматривает трудоустройство сотрудников кафедр на условиях внешнего совместительства в штат медицинских организаций и, соответственно, прием работников медицинских организаций в штат университета. При этом, всю полноту ответственности за качество оказания медицинской помощи несет директор университетской клиники – заведующий кафедрой или ее ведущий профессор. Сейчас нами уже создано около 25 университетских клиник на базе различных медицинских учреждений Москвы. В дальнейшем этот опыт мы планируем только расширять.

«Допуск к профессии»

– Еще одно следствие внедрения новых стандартов – необходимость получать с 2016 года в качестве «допуска к профессии» свидетельство об аккредитации специалиста.

Уже упомянутый 323-й ФЗ отменил сертификацию и ввел новое понятие – «аккредитация» специалистов, работающих в медицинских учреждениях. Эта обязательная процедура, и она призвана подтвердить готовность выпускника медицинского вуза к самостоятельной работе.

В целом же новая система предусматривает, что первичная аккредитация (выпускники) с 2016 года остается за всеми 46 профильными вузами системы Минздрава РФ, а вторичная аккредитация (действующие специалисты) будет проводиться уполномоченными центрами поэтапно и в течение пяти лет с постепенной заменой действующих сертификатов. При этом, головная роль в системе аккредитации отводится Федеральному центру, создаваемому на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

В дальнейшем аккредитация медиков станет непрекращающейся формой медицинского образования с внедрением личного листа допуска к определенным видам врачебной помощи на базе клинических протоколов. После этого именно врач, а не лечебное учреждение, будет нести всю полноту персональной ответственности перед пациентом, как это происходит во всем мире.





Обратите внимание!

Добавлено:
О предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, переехавшим на работу в сельскую местность
Открытый отчёт
Контрольные вопросы

Обновлено:
Положение о проведении IX краевого конкурса рисунков детей работников учреждений здравоохранения Ставропольского края "Россия в моем сердце!"
Положение о краевой спартакиаде работников здравоохранения Ставропольского края 2018 года
План-график комплексных проверок состояния условий и безопасности труда в учреждениях здравоохранения на 2018 год

Пострадавшим оказана помощь

Новости

17 июля 2018

Профсоюзы отступать не намерены

16 июля 2018

Совет при Минтруде проголосовал по вопросу о пенсиях

15 июля 2018

Вероника Скворцова: новый нацпроект «Здравоохранение» подкреплен финансами

05 июля 2018

Регионы России получат средства на повышение зарплат бюджетникам

04 июля 2018

Владимир Путин поручил Минздраву ежеквартально докладывать о результатах мониторинга показателей зарплаты

03 июля 2018

О позиции Ставропольской краевой организации профсоюза работников здравоохранения РФ на проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий»

02 июля 2018

Об отношении Профсоюза работников здравоохранения РФ к предложению Правительства РФ о поэтапном повышении пенсионного возраста

01 июля 2018

На заседании Исполкома ФНПР обсуждался законопроект Правительства РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий

23 июня 2018

Информационное письмо Профсоюза о повышении пенсионного возраста

22 июня 2018

Война против пенсионеров

21 июня 2018

Профсоюзы не поддержали законопроект о повышении пенсионного возраста

20 июня 2018

Предложения ФНПР в адрес членских организаций

19 июня 2018

Регионам не хватает денег на рост зарплат медработникам после увеличения МРОТ

19 июня 2018

Для объединения социальных фондов нет оснований

18 июня 2018

Профсоюз договорился с Минздравом о совместной работе по совершенствованию системы оплаты труда в отрасли

15 июня 2018

Поздравляем с Днем медицинского работника!

13 июня 2018

Депутаты высказали ряд замечаний к законопроекту о клинических рекомендациях

12 июня 2018

Минздрав распланирует реализацию нацпроекта на три года вперед

11 июня 2018

Клиники Минобру не нужны

11 июня 2018

Письмо Заместителю Председателя Правительства РФ Т.А. Голиковой по вопросу повышения пенсионного возраста

10 июня 2018

1 трлн рублей потратят на борьбу с онкозаболеваниями

09 июня 2018

Наталья Стадченко подтвердила планы по ужесточению требований к медстраховщикам

08 июня 2018

Эдуард Гаврилов: в регионах на 10 терапевтических участках трудятся четыре врача

07 июня 2018

Внесены уточнения в Положение об аккредитации специалистов

06 июня 2018

Управление академическими медицинскими центрами передано вновь образованному Министерству науки и высшего образования РФ

06 июня 2018

Профсоюз недоволен уравниловкой в зарплатах врачей и медсестер

05 июня 2018

Минздрав намерен поставить вопрос о вертикализации системы ОМС

04 июня 2018

ФНПР против повышения пенсионного возраста

31 мая 2018

Михаил Кузьменко: Вопросы обеспечения достойного материального вознаграждения медицинских работников за труд остаются в числе приоритетов отраслевого Профсоюза

30 мая 2018

Юристы просят выработать четкое понятие врачебной ошибки

28 мая 2018

Вероника Скворцова: новая система здравоохранения в России настроена

22 мая 2018

Профсоюзы выступают против повышения пенсионного возраста

21 мая 2018

Новый нацпроект по здравоохранению оценили в 1,33 трлн рублей
Архив новостей...
Яндекс.Метрика
© 2011-2018 GARIGA Design