«Профсоюзы – это организации, инициирующие трудовое законодательство»

О Профсоюзе
Историческая справка
Для чего нужен Профсоюз
Уставные документы
Структура
Выборные органы
Отчёты и выборы
Открытый отчёт
Как создать ППО
Соц. партнерство
Орг. работа
Правовая работа
Охрана труда
Профсоюз помог
Работа с молодежью
Фонд «Солидарность»
Фонд «Оздоровление»
Мероприятия
Конкурсы
Обучение профактива
Спартакиады
Акции профсоюзов
Председателю ППО
Постановления
Организационная работа
Методические материалы
Формы отчетов
Профсоюзные награды
Контакты
Профсоюзные путёвки
Полезные ссылки
Мультимедиа
Фотоальбом
Видео
Музыка

30 ноября 2015

«Отмена интернатуры – необходимость, а не прихоть чиновников»


Как изменился стандарт медицинского образования, почему отменяется интернатура и что ее заменит, где и кем сможет работать молодой специалист сразу после окончания медвуза, в чем преимущества университетских клиник, и для чего вводится аккредитация врачей – об этом в интервью «МедНовостям» рассказал ректор Первого МГМУ имени И.М. Сеченова Петр Глыбочко.

«Прежде всего – практическая подготовка»

– Петр Витальевич, зачем потребовалось менять стандарт медицинского образования? В чем особенности новых программ подготовки врачей?

Внедрение нового образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС-3) с 2011 года было обусловлено требованиями современного рынка труда, международными тенденциями развития высшего образования и присоединением России к Болонскому процессу. Основными особенностями ФГОС-3 являются компетентностный подход, уровневая система подготовки (бакалавриат и магистратура), расширение академических свобод вузов и введение научно-исследовательской работы студента как обязательного образовательного компонента.

Особенность новых программ, прежде всего, это – практическая подготовка, то есть, уже упомянутый компетентностный подход. Он предусматривает обязательное обучение студентов определенным практическим навыкам на каждом этапе образования, начиная с первых курсов. Оптимально это было бы делать на базе вузовских клиник и клинических баз, реализуя исторические традиции обучения врача у постели больного. Однако очень немногие медицинские вузы страны обеспечены такими базами в полной мере. Поэтому во всем мире сейчас делается акцент на развитие симуляционного образования: отработка практических навыков на фантомах, тренажерах, симуляторах. Это стало неотъемлемой частью образовательных программ, и дает множественную повторяемость манипуляций, работу над ошибками, не требует дополнительных допусков к больному.

Первый МГМУ им. И.М. Сеченова полностью обеспечен собственной клинической базой. С младших курсов в распоряжении наших студентов 22 разнопрофильные университетские клиники на 3000 коек, развитая система диагностической и лабораторной служб. В своих клиниках мы развиваем сеть интегрированных операционных, которые дают возможность обучающимся наблюдать работу наших ведущих хирургов в режиме реальной видеотрансляции.

Тем не менее, важным аспектом в университете делается развитие симуляционного образования. Мы создали у себя первую в России учебную виртуальную клинику Mentor Medicus, в которой воссоздана инфраструктура типовой больницы с реанимобилем, операционными залами, родильным боксом, палатой для выхаживания недоношенных детей и многим другим. Здесь мы проводим отработку навыков от сестринского ухода до работы в команде операционных бригад и бригад скорой помощи. Параллельно с этим нами создан симуляционный тренинг-центр врачебной практики Praxi Medica, который обеспечивает подготовку хирургов в режиме wet-lab с оборудованием самого высокого класса реалистичности: а в хирургии «ветлаб» – это связующее звено между теорией и практикой. Также не только для клинических, но и для учебных целей ну нас есть операционная, оснащенная уникальным для России хирургическим роботом da Vinci.

– Кто разрабатывает образовательные программы? Они едины для всей страны?

Образовательные организации самостоятельно разрабатывают программы. Учитывается и сторонний опыт, происходит и разработка собственного продукта.

К примеру, развивая виртуальное обучение в Первом Медицинском, мы наработали значительный технологический и методологический опыт: на определенных этапах для студентов младших курсов у нас внедряются программы обучения с участием старших студентов – так совершенствуется система контроля и аттестации обучающихся, производится доводка оборудования. Причем на каждом этапе обучения критерием служит не просто удачное освоение навыка, но его неоднократное повторение и наработка с ним определенного количества, так сказать, «летных часов». Лишь после этого студент может перейти на новый уровень обучения.

Очень важно отметить, что все учебные программы должны быть полностью состыкованы с профессиональными стандартами и стандартами медицинской помощи по базовым направлениям. Это связано с введением единых для всей страны подходов и гарантий качества оказания помощи.

Что заменит интернатуру?

– Почему отменяется интернатура? Где и кем сможет работать молодой специалист с дипломом медвуза, не прошедший первичной специализации?

Интернатуру с 2016 года упразднил федеральный закон №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». И это во многом больше необходимость, чем прихоть чиновников. Вследствие подобных изменений скорость подготовки врачей увеличится, и они быстрее смогут приступить к выполнению своих прямых обязанностей. Убрав преддипломную стажировку, можно избавиться от постоянной нехватки врачей в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

С 2016 года выпускники медицинских вузов получат право работать в качестве врачей общей врачебной практики (включая как терапевтов, так и педиатров ОВП, амбулаторных стоматологов) в поликлиниках и центральных районных больницах.

Важнейшие практические навыки для занятия должностей в первичном звене здравоохранения молодые доктора получат, успешно освоив вузовскую программу. В дальнейшем перед ними будет ставиться задача тщательного изучения профессиональных дисциплин и непосредственная практика в клиниках. Конечно, начинающие медики все осмотры будут проводить под контролем старших коллег и преподавателей.

Другой вариант профессиональной траектории постдипломного врачебного образования – поступление в ординатуру. Обучение в ней будет длиться от двух лет для терапевтов до 3-5 лет для хирургов, нейрохирургов, трансплантологов, пластических хирургов.

– Чем создающиеся сейчас университетские клиники отличаются от существовавших до сих пор клинических баз вузовских кафедр в ЛПУ?

Студенты получали, получают и будут получать необходимые практические навыки как в клиниках вузов, так и на базах медицинских организаций любого уровня, в том числе и поликлиник. К примеру, при наличии в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова собственного многопрофильного Клинического центра почти 90 наших кафедр работают на базе 147 московских учреждений здравоохранения.

Следует отметить, что еще весной этого года наш университет совместно с Правительством Москвы приступил к реализации проекта по созданию в столице системы университетских клиник. Основные его цели – повышение уровня и качества медицинской помощи населению, создание качественно новых условий для объединения последних научных достижений и технологий с клинической практикой городских больниц и с учебным процессом российских медицинских вузов, разрешение ряда спорных юридических коллизий в медицинском образовании последнего периода.

Университетские клиники – это уникальное сочетание лечения и ведения пациентов, обучения и практики студентов, врачебных стажировок и обмена опытом. Это регулярные научные исследования и медицинские конференции. Ведь в университетских клиниках кроме стационарных и учебных подразделений действуют научно-исследовательские институты и центры. А это позволяет проводить не только многопрофильное лечение, но и опробовать новейшие наиболее перспективные методики, медикаменты, оборудование. В таких клиниках намного упрощается доступ студентов к пациентам, здесь появляются все возможности для выстраивания полноценного лечебно-образовательного процесса.

Принципиально данная модель предусматривает трудоустройство сотрудников кафедр на условиях внешнего совместительства в штат медицинских организаций и, соответственно, прием работников медицинских организаций в штат университета. При этом, всю полноту ответственности за качество оказания медицинской помощи несет директор университетской клиники – заведующий кафедрой или ее ведущий профессор. Сейчас нами уже создано около 25 университетских клиник на базе различных медицинских учреждений Москвы. В дальнейшем этот опыт мы планируем только расширять.

«Допуск к профессии»

– Еще одно следствие внедрения новых стандартов – необходимость получать с 2016 года в качестве «допуска к профессии» свидетельство об аккредитации специалиста.

Уже упомянутый 323-й ФЗ отменил сертификацию и ввел новое понятие – «аккредитация» специалистов, работающих в медицинских учреждениях. Эта обязательная процедура, и она призвана подтвердить готовность выпускника медицинского вуза к самостоятельной работе.

В целом же новая система предусматривает, что первичная аккредитация (выпускники) с 2016 года остается за всеми 46 профильными вузами системы Минздрава РФ, а вторичная аккредитация (действующие специалисты) будет проводиться уполномоченными центрами поэтапно и в течение пяти лет с постепенной заменой действующих сертификатов. При этом, головная роль в системе аккредитации отводится Федеральному центру, создаваемому на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

В дальнейшем аккредитация медиков станет непрекращающейся формой медицинского образования с внедрением личного листа допуска к определенным видам врачебной помощи на базе клинических протоколов. После этого именно врач, а не лечебное учреждение, будет нести всю полноту персональной ответственности перед пациентом, как это происходит во всем мире.





2019
год отчётов и выборов

Обратите внимание!

Профсоюз работников здравоохранения РФ запускает информационно-аналитический проект "Профсоюзный тонометр"

Как члену Профсоюза приобрести путевку в санаторно-курортные учреждения ФНПР

Как члену Профсоюза получить материальную помощь из Фонда «Оздоровление» Ставропольской краевой организации профсоюза работников здравоохранения РФ на оздоровление ребенка

Обязана ли организация проводить индексацию заработных плат сотрудников

Верховный суд РФ настоял на оплате за счет ОМС медпомощи, оказанной сверх запланированного объема

Об оплате в выходной день

Добавлено:
Открытый отчет Ставропольской краевой организации профсоюза работников здравоохранения РФ по итогам работы за 2018 годПоложение о проведении Х краевого конкурса рисунков детей работников учреждений здравоохранения Ставропольского края «Ура! У нас каникулы!»
Решение Железнодорожного городского суда Московской области о предоставлении компенсационных выплат за работу во вредных условиях труда
План-график комплексных проверок состояния условий и безопасности труда в учреждениях здравоохранения на 2019 год
Фильм о 71 Спартакиаде
Отраслевое Соглашение на 2019–2021 годы
Письмо ФПСК по СОУТ
О предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, переехавшим на работу в сельскую местность
Открытый отчёт
Контрольные вопросы

Обновлено:
Макет коллективного договора
Положение о Фонде «Солидарность»
Положение о Фонде «Оздоровление»
Методические рекомендации по ведению коллективных переговоров
Положение о краевой спартакиаде работников здравоохранения Ставропольского края 2018 года

Пострадавшим оказана помощь

Новости

14 мая 2019

Правительство разрабатывает возможность приватизации медиками служебного жилья

13 мая 2019

«Профсоюзный тонометр» № 2

08 мая 2019

Уважаемые коллеги! Поздравляем Вас с Днем Победы!

07 мая 2019

За справедливую экономику в интересах человека труда!

01 мая 2019

С 1 Мая!

25 апреля 2019

Новый закон об охране труда внесут в Госдуму весной

24 апреля 2019

Соглашение не воробей: профсоюзы требуют вычета на низкие зарплаты

23 апреля 2019

«За справедливую экономику в интересах человека труда!»

22 апреля 2019

Приходите на первомайский митинг!

22 апреля 2019

Стадченко: бюджет ФОМС на 2019-2021 годы позволяет выполнить все задачи

22 апреля 2019

Система управления охраной труда теперь на особом контроле Роструда

19 апреля 2019

Награждены победители конкурса «А ну-ка, медики!»

18 апреля 2019

О результатах рабочих встреч на площадке Минтруда

15 апреля 2019

О возможности трудоустройства и работы инвалидов

12 апреля 2019

Социологическое исследование ФПСК

08 апреля 2019

Минздрав: дефицит среднего медперсонала увеличивается

07 апреля 2019

Клинические рекомендации станут едиными

06 апреля 2019

Минздрав разработал порядок выдачи пациентам медицинских документов

02 апреля 2019

Президент поручил правительству освободить от налога «подъемные» для сельских медиков

01 апреля 2019

Профсоюзы об ИПК

20 марта 2019

Медсообщество не удовлетворено исполнением майских указов президента

15 марта 2019

Состоялось заседание XV Пленума

14 марта 2019

«Земский доктор» на канале ОТР

13 марта 2019

Эксперты: необходимо увеличить объем подготовки врачей скорой помощи в ординатуре

12 марта 2019

Сельским врачам сохранят компенсации коммунальных платежей

11 марта 2019

Заработал «Профсоюзный тонометр»

06 марта 2019

Органы законодательной и исполнительной власти поддержали позицию Профсоюза о недопустимости отмены сельских льгот медицинским работникам

05 марта 2019

С 8 Марта!

05 марта 2019

В системе скорой помощи нормативы могут стать гибкими

05 марта 2019

Президент РФ В. В. Путин поручил освободить от НДФЛ «подъемные» по программам Земский доктор

04 марта 2019

В профсоюзе пояснили, откуда взялись высокие зарплаты медиков

04 марта 2019

Президент РФ В. В. Путин утвердил Поручения по реализации Послания Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года

04 марта 2019

Малообеспеченные пенсионеры смогут получать доплаты сверх прожиточного минимума
Архив новостей...
Яндекс.Метрика
© 2011-2019 GARIGA Design