«Наш Профсоюз открыт для всех, кто связал свою деятельность со здравоохранением»

О Профсоюзе
Для чего нужен Профсоюз
Уставные документы
Структура
Выборные органы
Открытый отчёт
Как создать ППО
Соц. партнерство
Орг. работа
Правовая работа
Охрана труда
Профсоюз помог
Работа с молодежью
Фонд «Солидарность»
Фонд «Оздоровление»
Мероприятия
Конкурсы
Обучение профактива
Спартакиады
Акции профсоюзов
Председателю ППО
Постановления
Организационная работа
Методические материалы
Формы отчетов
Профсоюзные награды
Отчёты и выборы
Контакты
Профсоюзные путёвки
Полезные ссылки
Мультимедиа
Фотоальбом
Видео
Музыка

19 августа 2014

Дополнительный отпуск работникам за вредные и опасные условия труда: как учесть расходы при исчислении налога на прибыль?


Что говорится в Трудовом кодексе о предоставлении дополнительных отпусков работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда? Как изменился порядок предоставления таких отпусков после вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"» (далее –Федеральный закон №421-ФЗ)? Как учитываются расходы на дополнительные отпуска за вредные условия труда в налоговом учете? Можно ли включать в состав расходов оплату дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых работникам, условия труда которых по результатам аттестации отнесены к допустимым и оптимальным, а также к вредным условиям труда 1-й степени? Ответы на эти вопросы вы найдете в представленной статье.

Трудовым законодательством для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотрен комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. К таким мерам, в частности, относится предоставление работникам ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков в соответствии со ст. 117 ТК РФ.

Федеральным законом №421-ФЗ в ст. 117 ТК РФ внесены изменения, согласно которым право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены только к вредным условиям труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным условиям труда.

Во многих компаниях до 2014 г. была аттестация всех рабочих мест в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. №342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (приказ фактически утратил силу в связи с принятием федеральных законов от 28.12.2013 г. №№ 421-ФЗ и 426-ФЗ, которыми с 1 января 2014 г. аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда; о том, как применяются результаты аттестации рабочих мест, ранее проведенной в соответствии с данным Приказом, уточняется в ч. 4 ст. 27 Федерального закона №426-ФЗ и ч. 5 ст. 15 Федерального закона №421-ФЗ), а специальная оценка в соответствии с требованиями нового Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ еще не проводилась. При этом коллективным договором зачастую предусмотрено, что дополнительные оплачиваемые дни отдыха предоставляются всем работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, независимо от класса условий труда. То есть дополнительный отпуск может предоставляться в том числе тем работникам, у которых условия труда по результатам аттестации были отнесены к допустимым или к 1-й степени вредности.

В связи с этим у компаний возникает вопрос о правомерности включения в 2014 г. в состав расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ) оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам аттестации отнесены к допустимым и оптимальным, а также к вредным условиям труда 1-й степени. Попробуем разобраться в этом вопросе.

ОБ УЧЕТЕ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОТПУСКОВ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

К расходам на оплату труда относятся, в частности, расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации (п. 7 ст. 255 НК РФ).

Перечень расходов на оплату труда, которые можно учесть при расчете налога на прибыль, является открытым в силу п. 25 ст. 255 НК РФ и допускает включение в расходы и других видов расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым и (или) коллективным договорами. Однако такие расходы не должны быть поименованы в ст. 270 НК РФ, в которой прямо указаны расходы, не учитываемые при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

В данном случае необходимо учитывать, что п. 24 ст. 270 НК РФ прямо предусмотрено: расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Таким образом, из совокупности вышеуказанных норм следует, что расходы на оплату дополнительных отпусков можно учесть при расчете налога на прибыль только в том случае, если предоставление данных отпусков прямо предусмотрено трудовым законодательством. В соответствии со ст. ст. 116-119 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска могут быть предоставлены работодателем:

  • работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 117);
  • за особый характер работы (ст. 118);
  • работникам с ненормированным рабочим днем (ст. 119).

Соответственно, если работникам организации дополнительный отпуск предоставляется на основании того, что они заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, для включения расходов на оплату такого отпуска в расходы по оплате труда, учитываемые при исчислении налога на прибыль, необходимо выполнение условий ст. 117 ТК РФ.

Согласно ст. 117 ТК РФ (в ред. Федерального закона №421-ФЗ) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным условиям труда.

Отметим, что если до 1 января 2014 г. в отношении рабочих мест была проведена аттестация, то оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки условий труда (ч. 5 ст. 15 Федерального закона №421-ФЗ, Письмо Минтруда России от 21.03.2014 г. №15-1/В-298).

С 1 января 2014 г. Нормы ст. 117 ТК РФ по предоставлению дополнительного отпуска распространяются на работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам проведенной ранее аттестации отнесены к вредным условиям труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным условиям труда.

Если по результатам специальной оценки условий труда или на основании заключения государственной экспертизы условия труда на рабочем месте признаны безопасными, гарантии и компенсации работнику не устанавливаются (ч. 4 ст. 219 ТК РФ в редакции Федерального закона №421-ФЗ). При этом коллективным договором, локальным нормативным актом организации могут предусматриваться повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за занятость на работах с вредными и (или) опасными условиями труда с учетом финансово-экономического положения работодателя (ч. 3 ст. 219 ТК РФ).

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОТПУСКА, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ №421-ФЗ

В отношении предоставления отпуска работникам (продолжающим работать в компании после 1 января 2014 г.), которым до 1 января 2014 г. был предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные и опасные условия труда, Федеральным законом №421-ФЗ установлены особые условия.

В ч. 3 ст. 15 Федерального закона №421-ФЗ указано, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (в частности, при предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска), порядок и условия принятия таких мер не могут быть ухудшены, а размеры - снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на 1 января 2014 г. при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Таким образом, работникам, которые продолжают работать в компании после 1 января 2014 г., условия труда которых не изменились и которым нормами ст. 117 ТК РФ (в прежней редакции, действовавшей до 1 января 2014 г.) были установлены гарантии по предоставлению дополнительного отпуска, такой отпуск также должен предоставляться работодателем. По мнению автора, гарантии должны сохраняться до момента окончания работы таких работников в компании либо до момента изменения условий труда на рабочем месте.

В соответствии со ст. 117 ТК РФ (в прежней редакции, действовавшей до 1 января 2014 г.) минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливались в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 г. №870 (далее – Постановление №870).

Согласно Постановлению №870 компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должны предоставляться по результатам аттестации рабочих мест.

При этом п. 2 Постановления №870 Минздравсоцразвития было поручено в шестимесячный срок после вступления в силу данного Постановления установить в зависимости от класса условий труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций. То есть Правительство РФ в этом Постановлении определило предоставление дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска как один из видов компенсаций.

Согласно абз. 16 ст. 219 ТК РФ (в прежней редакции, действовавшей до 1 января 2014 г.) в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.

Таким образом, законодательство РФ до 1 января 2014 г. признавало основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, наличие конкретных условий труда, определенных по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа на которых дает право на соответствующие компенсации. При этом у работодателя не возникало обязанности предоставлять компенсации, в том числе в виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам аттестации были признаны безопасными.

Аналогичное мнение высказал Верховный Суд в Решении от 14.01.2013 г. №АКПИ12-1570. Он указал, что если по результатам аттестации рабочих мест установлены оптимальные (1-й класс) или допустимые (2-й класс) условия труда, относящиеся к безопасным согласно п. 4.2 Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса (Р 2.2.2006-05), утвержденного Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005 г., то положения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 г. №298/П-22) и Инстукции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 г. №273/П-20), не могут применяться как противоречащие законодательству РФ.

Следовательно, до 01.01.2014 г. у работодателя существовала обязанность по предоставлению дополнительного отпуска за работу только во вредных или опасных условиях труда, если по результатам проведенной аттестации условия труда сотрудников были установлены как вредные (все степени 3-го класса) или опасные (4-й класс). Соответственно, до этой даты с учетом норм п. 7 ст. 255 и п. 24 ст. 270 НК РФ расходы на оплату отпусков только таких сотрудников могли учитываться при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ РАСХОДОВ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОТПУСКА ЗА ВРЕДНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ

Обязательное предоставление отпуска работникам, которые наняты организацией после 1 января 2014 г., условия труда на рабочих местах которых по результатам проведенной организацией аттестации отнесены к допустимым и оптимальным, а также к вредным условиям труда 1-й степени, трудовым законодательством не установлено.

Соответственно, по мнению автора, включение в 2014 г. в состав расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ) оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, которые наняты в компанию после 1 января 2014 г., условия труда на рабочих местах которых по результатам аттестации отнесены к допустимым и оптимальным (а также к 1-й степени вредности), связано с высоким риском возникновения претензий у контролирующих органов.

Включение в 2014 г. в состав расходов на оплату труда оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, которые продолжают работать в компании после 1 января 2014 г., условия труда на рабочих местах которых по результатам аттестации были отнесены к допустимым и оптимальным, также связано с высоким риском возникновения претензий у контролирующих органов.

Оплата дополнительного отпуска работникам, которые продолжают работать в организации после 01.01.2014 г., условия труда на рабочих местах которых были признаны относящимися к 1-й степени вредности и не изменились в 2014 г., может учитываться в расходах по налогу на прибыль в этом году.

Каков порядок признания расходов на дополнительные отпуска в налоговом учете, если предоставление дополнительного отпуска предусмотрено трудовым, а не коллективным договором? Обратите также внимание, что судом была поддержана позиция налогоплательщика, предоставившего дополнительный отпуск на основании трудового, а не коллективного договора и включившего данные расходы в налоговую базу по налогу на прибыль. По мнению судебных органов, если обязательство предоставить дополнительный отпуск указано не в коллективном, а только в трудовом договоре с работником или локальном коллективном акте, на него не должен распространяться запрет, установленный п. 24 ст. 270 НК РФ, так как в нем речь идет только о тех отпусках, которые предоставляются дополнительно по коллективному договору (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2009 г. №09АП-8089/2009-АК, оставлено в силе Постановлением ФАС МО от 24.09.2009 г. №КА-А40-9145/09). Однако в данной ситуации также нельзя полностью исключить риск возникновения претензий налоговых органов, если организация будет учитывать при исчислении налога на прибыль расходы на дополнительные отпуска работникам, условия труда на рабочих местах которых отнесены к допустимым и оптимальным.

Итак, по мнению автора, включение в 2014 г. в состав расходов на оплату труда оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, которые наняты организацией после 1 января 2014 г., условия труда на рабочих местах которых по результатам аттестации отнесены к допустимым и оптимальным (а также к 1-й степени вредности), связано с высоким риском возникновения претензий у контролирующих органов. Включение в 2014 г. в состав расходов на оплату труда оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, которые продолжают работать в организации после 1 января 2014 г., условия труда на рабочих местах которых по результатам аттестации были отнесены к допустимым и оптимальным, также связано с высоким риском возникновения претензий у контролирующих органов.

При этом автор считает, что оплата дополнительного отпуска работникам, которые продолжают работать в компании после 01.01.2014 г., условия труда на рабочих местах которых были признаны относящимися к 1-й степени вредности и не изменились в 2014 г., может учитываться в расходах по налогу на прибыль в этом году.





Обратите внимание!

Добавлено:
О предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, переехавшим на работу в сельскую местность
Открытый отчёт
Контрольные вопросы

Обновлено:
Положение о проведении IX краевого конкурса рисунков детей работников учреждений здравоохранения Ставропольского края "Россия в моем сердце!"
Положение о краевой спартакиаде работников здравоохранения Ставропольского края 2018 года
План-график комплексных проверок состояния условий и безопасности труда в учреждениях здравоохранения на 2018 год

Пострадавшим оказана помощь

Новости

16 июля 2018

Совет при Минтруде проголосовал по вопросу о пенсиях

15 июля 2018

Вероника Скворцова: новый нацпроект «Здравоохранение» подкреплен финансами

05 июля 2018

Регионы России получат средства на повышение зарплат бюджетникам

04 июля 2018

Владимир Путин поручил Минздраву ежеквартально докладывать о результатах мониторинга показателей зарплаты

03 июля 2018

О позиции Ставропольской краевой организации профсоюза работников здравоохранения РФ на проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий»

02 июля 2018

Об отношении Профсоюза работников здравоохранения РФ к предложению Правительства РФ о поэтапном повышении пенсионного возраста

01 июля 2018

На заседании Исполкома ФНПР обсуждался законопроект Правительства РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий

23 июня 2018

Информационное письмо Профсоюза о повышении пенсионного возраста

22 июня 2018

Война против пенсионеров

21 июня 2018

Профсоюзы не поддержали законопроект о повышении пенсионного возраста

20 июня 2018

Предложения ФНПР в адрес членских организаций

19 июня 2018

Регионам не хватает денег на рост зарплат медработникам после увеличения МРОТ

19 июня 2018

Для объединения социальных фондов нет оснований

18 июня 2018

Профсоюз договорился с Минздравом о совместной работе по совершенствованию системы оплаты труда в отрасли

15 июня 2018

Поздравляем с Днем медицинского работника!

13 июня 2018

Депутаты высказали ряд замечаний к законопроекту о клинических рекомендациях

12 июня 2018

Минздрав распланирует реализацию нацпроекта на три года вперед

11 июня 2018

Клиники Минобру не нужны

11 июня 2018

Письмо Заместителю Председателя Правительства РФ Т.А. Голиковой по вопросу повышения пенсионного возраста

10 июня 2018

1 трлн рублей потратят на борьбу с онкозаболеваниями

09 июня 2018

Наталья Стадченко подтвердила планы по ужесточению требований к медстраховщикам

08 июня 2018

Эдуард Гаврилов: в регионах на 10 терапевтических участках трудятся четыре врача

07 июня 2018

Внесены уточнения в Положение об аккредитации специалистов

06 июня 2018

Управление академическими медицинскими центрами передано вновь образованному Министерству науки и высшего образования РФ

06 июня 2018

Профсоюз недоволен уравниловкой в зарплатах врачей и медсестер

05 июня 2018

Минздрав намерен поставить вопрос о вертикализации системы ОМС

04 июня 2018

ФНПР против повышения пенсионного возраста

31 мая 2018

Михаил Кузьменко: Вопросы обеспечения достойного материального вознаграждения медицинских работников за труд остаются в числе приоритетов отраслевого Профсоюза

30 мая 2018

Юристы просят выработать четкое понятие врачебной ошибки

28 мая 2018

Вероника Скворцова: новая система здравоохранения в России настроена

22 мая 2018

Профсоюзы выступают против повышения пенсионного возраста

21 мая 2018

Новый нацпроект по здравоохранению оценили в 1,33 трлн рублей

21 мая 2018

Минздрав намерен создать федеральный регистр врачей
Архив новостей...
Яндекс.Метрика
© 2011-2018 GARIGA Design